Статьи

« Назад

Создание организаций с иностранными инвестициями  14.03.2012 15:00

Целью настоящей статьи не является подробное и последовательное изложение действий, направленных на осуществление создания и регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями. Основная задача – обрисовать основные особенности, характерные для коммерческой организации с иностранными инвестициями, ее создания, регистрации.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь, являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение).

В Инвестиционном кодексе даны основные понятия о том, что является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, кто является иностранным инвестором, что такое инвестиционная деятельность, ее формы и др.

Иностранными инвесторами в силу части второй ст.3 Кодекса признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь,  устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации, распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.

Все вопросы, связанные с трудовым отношениями в коммерческих организациях с иностранными инвестициями, производственные отношения, вопросы оплаты труда, социального страхования решаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Никаких  льгот и преимуществ в сравнении с коммерческими организациями без иностранных инвестиций законодательством Республики Беларусь не предусмотрено. Однако, безусловно, коммерческая организация с иностранными инвестициями, имеющая солидный уставный фонд и, как правило, солидный опыт учредителей этой организации в ведении бизнеса,          вызывает у контрагентов большее уважение.

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в том же порядке, что и всех других коммерческих организаций с некоторыми особенностями.

В соответствии с п. 12 Положения до подачи в регистрирующий орган  заявления о государственной регистрации юридического лица, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

  • согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;
  • определить предполагаемое местонахождение коммерческой организации;
  • принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • сформировать уставный фонд, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

В соответствии с  Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе использовать в своем полном наименовании указание на присутствие иностранного инвестора словами «иностранное», «совместное».

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

В отличие от иных коммерческих организаций объявленный в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет с даты государственной регистрации.

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств они зачисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, но вклады учредители могут вносить как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день утверждения устава коммерческой организации с иностранными инвестициями (заключения учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора.

В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день утверждения устава коммерческой организации с иностранными инвестициями (заключения учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и на день фактического внесения вклада.

Возникающая в результате указанного пересчета суммовая разница зачисляется в резервный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Если уставный фонд формируется за счет неденежного вклада иностранного инвестора, то этот вклад должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов, проводимой в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

На практике это означает, что неденежный вклад декларируется в уставе (либо договоре) коммерческой организации с иностранными инвестициями, затем осуществляется государственная регистрация юридического лица, затем оборудование и иное имущество, являющееся неденежным вкладом в уставный фонд, ввозится на территорию Республики Беларусь, производится его оценка. Экспертиза достоверности  оценки производится после его таможенного оформления в соответствии с п.5 Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 12.02.1996 № 92.

Необходимо отметить, что  при наличии определенных условий Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» и Декретом Президента Республики Беларусь № 9 от 20 декабря 2007 года «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»  предусмотрены льготы, а именно:

  • освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товары, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402 – 8408, 8410 – 8431, 8433 – 8443, 8444 00, 8445 – 8448, 8449 00 000 0, 8450 – 8466, 8468, 8471 – 8475, 8477 – 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 – 8508, 8514 – 8517, 8523, 8528 – 8531, 8535 – 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010 – 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 – 9032 (далее – технологическое оборудование), ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций.

Так, в Декрете № 1 речь идет об оборудовании, ввозимом в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций, созданных (за исключением созданных путем реорганизации) с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451. Данный перечень включает в себя такие города, как Барановичи, Брест и Пинск (Брестская обл.), Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк (Витебская обл.), Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск (Гомельская обл.), Гродно и Лида (Гродненская обл.), Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск (Минская обл.), Бобруйск и Могилев (Могилевская обл.), Минск.

На данную льготу не вправе претендовать банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, резиденты свободных экономических зон и Парка высоких технологий, коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также коммерческие организации, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве этой организации, и (или) труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек;
  • производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  • деятельность, связанную с обороной государства, в части инвестиций, предпринимательства и другой экономической деятельности;
  • переработку, хранение, реализацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
  • переработку, хранение, обезвреживание, реализацию радиоактивных и иных опасных материалов;
  • переработку, хранение, реализацию наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
  • посев, выращивание, переработку, хранение, реализацию культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
  • производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий;
  • изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
  • издательскую деятельность, учреждение средств массовой информации, производство и выпуск массовой информации, включая деятельность в области радиовещания и телевидения, в т.ч. подготовку и трансляцию радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
  • лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
  • лечение животных с особо опасными заболеваниями.

Под освобождение от ввозных таможенных пошлины и от налога на добавленную стоимость на основании Декрета № 9 подпадает оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный фонд организаций, филиалов, представительств, иных обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности. При этом под сельской местностью понимается территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения.

На данную льготу не вправе претендовать организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, осуществляющие лотерейную, туристическую (за исключением агроэкотуризма, международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания), риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.

Условием предоставление названных  льгот является  подтверждение определенного согласно законодательству регистрирующего органа о том, что на организацию, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, распространяются положения Декретов № 1 либо № 9 соответственно.

Технологическое оборудование, в отношении которого использованы выше рассмотренные льготы, должно на протяжении 3 лет находиться во владении и (или) пользовании организации, получившей льготы. В связи с этим при ликвидации такой организации до истечения указанного срока, осуществлении этой организацией в течение такого срока сделок, предусматривающих переход права собственности на технологическое оборудование, либо передаче в этот же срок такого технологического оборудования во временное пользование иным лицам потребуется возместить полученные льготы. Исключение составляют случаи передачи оборудования в пользование лицам, имеющим право на применение льгот, предусмотренных Декретами № 1 или № 9.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом. В случае обращения за государственной регистрацией коммерческой организации без статуса компании с иностранными инвестициями облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

В соответствии с п. 13 Положения учредители коммерческой организации обязаны представить для государственной регистрации юридического лица следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
  • копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
  • оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

По общему правилу, документы, исходящие из-за границы, должны быть легализованы. Однако в ряде случаев иностранные документы принимаются без легализации. Например, документы, выдаваемые в государствах - участниках Гаагской Конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов,  требуют лишь проставления апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Если же документ исходит из страны, с которой у Республики Беларусь подписан договор о правовой помощи (например, страны СНГ, Польша, Латвия, Литовская Республика и др.), то для таких документов обычно достаточно наличия официальной (гербовой) печати соответствующего государственного органа. Документы (или их часть, включая печать), выполненные на иностранном языке,  подлежат официальному переводу на белорусский или русский язык на территории Республики Беларусь. Такой перевод осуществляет известный нотариусу переводчик, подпись которого удостоверяется нотариально.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

Следует обратить внимание также на следующие особенности:

  • организации с иностранными инвестициями в отличие от всех прочих коммерческих организаций не могут быть ликвидированы по решению регистрирующего органа, такая организация может быть ликвидирована только по решению учредителей либо в судебном порядке;
  • организация с иностранными инвестициями обязана ежегодно проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской(финансовой) отчетности;
  • в случае избрания(назначения) на должность руководителя коммерческой организации с иностранными инвестициями иностранного гражданина, такая организация не должна получать лицензию на деятельность, связанную с привлечением в РБ иностранной рабочей силы.

В соответствии с п. 2.1 Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и п.24 Положения регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию в день подачи документов, необходимых для ее проведения, и в течение 5 рабочих дней выдает документы, подтверждающие постановку коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии (БРУСП) «Белгосстрах».

После государственной регистрации коммерческой организации необходимо изготовить печать, оформить необходимые документы на руководителя, на лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, на работников организации, открыть расчетный счет в банке, представить в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в БРУСП «Белгосстрах» документы и сведения о руководителе коммерческой организации, а также лице, которое будет осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность, о сроках выплаты заработной платы и о  видах деятельности, оформить книгу проверок(ревизий), книгу замечаний и предложений.

Имеются отдельные особенности при государственной регистрации коммерческих организаций некоторых организационно-правовых форм.

Все вышеизложенное касается создания юридического лица как одной из форм осуществления инвестиционной деятельности на территории РБ.

Но в соответствии со ст. 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь существуют и другие формы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, которая  осуществляется также  путем приобретения имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

Кроме того, иностранные инвесторы могут участвовать на территории Республики Беларусь в реализации инвестиционных проектов, в том числе путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. В этом случае инвесторам предоставляются значительные преференции. Но это тема отдельного разговора.

 

 (по состоянию нормативных актов на 14.03.2012 г.)

 

Бобкова Оксана Антоновна,
адвокат по экономическим делам



Остались вопросы?

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами

Наш адрес: 220005, г.Минск, ул. Платонова, 20Б, офис 703.