Представительство в суде

16/09/2013

Согласно данным статистики в  2011 г. по сравнению с 2010 г. количество исков в хозяйственные суды уменьшилось более чем  в 2 раза, а  количество обращений субъектов хозяйствования в порядке приказного производства (упрощенная форма судопроизводства) по сравнению  увеличилось в 2,7 раза.

Эти изменения обусловлены введением обязательного претензионного порядка разрешения споров, расширением сферы применения приказного производства, а также, возможно, изменением ставок государственной пошлины за рассмотрение дел в хозяйственных судах.

Законом  Республики Беларусь от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» в Гражданский кодекс РБ были внесены изменения, предусматривающие обязательный претензионный порядок разрешения споров по всем видам сделок (если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором), в Хозяйственный процессуальный кодекс было добавлено приложение, касающееся претензионного порядка урегулирования спора, где изложена процедура предъявления претензий, а также требования, которые к ним предъявляются.

До обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило - обязательное предъявление претензии. Данное правило касается хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).

Требование о соблюдении обязательного претензионного порядка не распространяется на следующие случаи:

  • в случае перехода из приказного в исковое производство в соответствии с частью четвертой ст.224 ХПК;
  • в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой ст.6 ХПК;
  • при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства;
  • при предъявлении встречного иска, если стороны ходатайствуют о проведении примирительной процедуры (если стороны не ходатайствуют о проведении примирительной процедуры, соблюдение претензионного либо иного досудебного порядка является обязательным);
  • по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
  • если это предусмотрено договором;
  • в случаях когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор (можно привести следующие примеры:  исключение участника из общества,  признание торгов недействительными; признание недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, признание сделки недействительной,  ликвидация юридических лиц,  о преимущественном праве покупки доли и др.).

Хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.

Если порядок предъявления претензии устанавливается договором, то стороны обязаны соблюдать порядок направления претензии, ее содержание, сроки рассмотрения и др. условия, а суд должен проверить и оценить соблюдение этого порядка в соответствии с условиями договора.

При предъявлении встречного иска соблюдение досудебного порядка также является обязательным, правда, при этом непонятно, должен или может ли суд приостановить рассмотрение дела.

Соблюдение претензионного либо иного досудебного порядка также обязательно для споров с участием иностранных лиц, если согласно условиям договора применимым правом является законодательство РБ.

Если договором между  сторонами предусмотрено условие об отказе от претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, суд при распределении судебных расходов вправе в совокупности с обстоятельствами дела и действиями сторон в судебном заседании применить часть шестую ст.133 ХПК, т.е.  если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором, хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.

Рассмотрим приказное производство.

Приказное производство имеет свои преимущества, а именно:

  • более краткие сроки рассмотрения дел;
  • возможность несоблюдения претензионного порядка,
  • отсутствие необходимости участия в судебном заседании;
  • более низкая ставка государственной пошлины.

В порядке приказного производства могут быть рассмотрены требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника при наличии одного из следующих условий:

  • требования носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника);
  • требования признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются;
  • заявлены требования на сумму до 100 базовых величин.

В случае отказа в выдаче определения о судебном приказе предусматривается возможность упрощенного перехода из приказного производства в исковое.

Если в приказном производстве должник выдвинул возражения против заявленных требований, при переходе из приказного производства в исковое в соответствии со ст.224 ХПК соблюдение претензионного порядка  является необязательным, поскольку обращение в порядке приказного производства рассматривается как соблюдение досудебного порядка  урегулирования спора.

В приказном производстве документами, подтверждающими задолженность должника или признание долга, могут быть не только акт сверки расчетов, но и ответ на претензию, а также иные письменные доказательства, подписанные уполномоченным лицом должника, а также бездействие (молчание) должника, в частности, оставление претензии без ответа, если иное не вытекает из соглашения сторон.

Должник в случае несогласия с заявленными требованиями должен представить в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения против требования взыскателя, которые должны быть обоснованными, мотивированными, со ссылкой на нормы законодательства, а также должны быть приложены документы, подтверждающие эти возражения. Только при наличии указанных обстоятельств хозяйственный суд отказывает в выдаче определения о судебном приказе.

Примирительная процедура может быть назначена на любых стадиях хозяйственного процесса. Целью примирительной процедуры является выработка взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующее исполнение.

По ходатайству одной или обеих сторон примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства. Назначение примирителя по ходатайству одной из сторон возможно при наличии согласия второй стороны.

По инициативе хозяйственного суда примиритель может быть назначен лишь в суде первой инстанции при возбуждении производства по делу либо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В этом случае сторонам предоставлено право в течение 7 дней с момента вынесения судом определения о назначении примирителя представить письменные возражения как против проведения примирительной процедуры в целом, так и против конкретного примирителя. При наличии письменных возражений хотя бы одной из сторон против проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение об отмене ранее вынесенного судебного постановления.

Кто же может представлять интересы субъектов хозяйствования в хозяйственном процессе (представительство в суде)?

Лица, участвующие в деле, допускаются в процесс лишь только после подтверждения своих полномочий. Полномочия подтверждаются путем представления суду определенных документов.

Так, индивидуальный предприниматель, лично осуществляющий свои полномочия в хозяйственном суде, предъявляет суду свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенную его копию), а также свой паспорт.

Руководитель юридического лица предъявляет суду документ, подтверждающий статус руководителя (например, протокол общего собрания участников о назначении в качестве директора или приказ), а также свой паспорт.

Работник юридического лица или другое лицо, которым поручено представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде, представляют суду доверенность юридического лица или иной документ, удостоверяющий такие полномочия, а также предъявляют свои паспорта.

Адвокат предъявляет суду удостоверение адвоката и доверенность.